МОСКВА, 11 августа, 1999. /Корр. РИА Новости/. Как и в прошлом году, процесс подготовки российского бюджета на следующий год начинает набирать обороты. При этом на него, судя по всему, не повлияла отставка прежнего правительства. Впрочем, это закономерно, считают аналитики, поскольку на стадии подготовки федерального бюджета Министерством финансов перестановки в высшем руководстве страны не играют заметной роли.
Во вторник кабинет министров провел совещание по проекту федерального бюджета будущего года. Как сообщил журналистам исполняющий обязанности первого вице-премьера Виктор Христенко по окончании совещания, исполняющий обязанности главы правительства Владимир Путин "удовлетворен ходом подготовки проекта бюджета 2000 года". Сроки рассмотрения документа остаются прежними: 12 августа он будет внесен в правительство, 19 августа — рассмотрен на заседании кабинета и 25 августа направлен в Госдуму.
По словам участников совещания, основные параметры проекта бюджета-2000, одобренные ранее, претерпели некоторые изменения. В частности, закладываемые в него доходы определены в объеме 742 миллиарда рублей, расходы — около 800 миллиардов рублей, дефицит — 58 миллиардов рублей. При этом прогнозируемый среднегодовой уровень инфляции не изменился и определен в размере 18-22 процентов, курс рубля — 32 рубля за доллар, объем первичного профицита — 3 процента ВВП.
Если сравнить проектные цифры бюджета-2000 с их аналогами в бюджете на 1999 год /правда, это не совсем корректно, так как не сделаны поправки на инфляцию/, то картина складывается явно в пользу будущего года. Так, доходы бюджета-99 составляют 473,7 миллиарда рублей, расходы — 575 миллиардов, а дефицит — 101,3 миллиарда. Таким образом, правительство планирует уменьшить в следующем году бюджетный дефицит в абсолютных цифрах сразу на 43,3 миллиарда рублей, то есть на 42,7 процента.
Уровень инфляции запланирован также существенно ниже, чем в нынешнем году, где он, согласно закону о бюджете, составляет 30 процентов, а по оценкам финансовых аналитиков, будет не меньше 50 процентов. В данном случае они могут высказывать такой прогноз с достаточной степенью уверенности, так как за семь месяцев текущего года потребительские цены в России уже поднялись на 28 процентов. Так что достичь в 2000 году среднегодовой инфляции в 20 процентов представляется весьма трудной задачей.
Подъем курса доллара на российском финансовом рынке в следующем году до 32 рублей при нынешних 25 рублях /по бюджету-99 — 21,5 рубля/ выглядит, по мнению специалистов, вполне умеренным. Хотя данный параметр прогнозировать, пожалуй, наиболее трудно ввиду непредсказуемости определяющих его факторов, в первую очередь политических, считают они.
Наконец, первичный профицит бюджета, запланированный на этот год в размере двух процентов ВВП, был буквально вымучен в долгих пререканиях с международными финансовыми организациями и поначалу казался недосягаемо высоким уровнем. В будущем же году Минфин планирует поднять этот уровень еще в полтора раза. Судя по оценкам экспертов, планку на такой высоте придется брать с очень большим напряжением сил.
Основу для "бюджетного оптимизма" составителей проекта, по всей видимости, заложили цифры исполнения федерального бюджета 1999 года за последние месяцы. Так, по данным Минфина, в июле доходы составили 52,76 миллиарда рублей, или 116,1 процента от запланированного уровня. В свою очередь, расходы были равны 51,52 миллиарда рублей, или 89 процентов плана. То есть предварительные итоги исполнения федерального бюджета показали, что он исполнен в прошлом месяце с профицитом 1,24 миллиарда рублей. При этом Министерство по налогам и сборам перевыполнило плановое задание по поступлениям в казну на 25,8 процента, а Государственный таможенный комитет — на 1,4 процента.
В прошлом году при подготовке проекта бюджета-99 его пришлось кардинальным образом корректировать в связи с финансовым кризисом, разразившимся после 17 августа. Это заняло значительное время, поэтому бюджет был окончательно принят только в конце февраля нынешнего года. В текущем году аналитики не ожидают ничего подобного в сфере экономики и финансов, и это дает надежду, что бюджетный процесс пойдет гораздо быстрее.