АБРАМЦЕВО /Московская область/, 11 августа, 1999. /Корр. РИА Новости Елена Титаренко/. Свой 79-й день рождения отметит сегодня музей, расположившийся в легендарном уголке Подмосковья, близ Сергиева Посада.
Историко-художественный музей-усадьба "Абрамцево" возник в том месте, где в 1843 году вместе со своей семьей поселился писатель Сергей Аксаков (1791-1859). Так сложилась судьба дома в Абрамцево, что на несколько десятилетий он стал центром литературной и философской мысли. Здесь гостили многочисленные друзья и единомышленники Аксакова — писатели Николай Гоголь и Иван Панаев, Михаил Загоскин и Иван Тургенев, поэт Тарас Шевченко, религиозный философ Алексей Хомяков, актеры Михаил Щепкин и Пров Садовский, композитор Алексей Верстовский, критик Николай Надеждин, историк Михаил Погодин. Западники и славянофилы спорили здесь о судьбах России, литераторы находили источники вдохновения, опальные мыслители — пристанище. Именно Аксаков радушно принял вернувшихся из Сибири декабриста Сергея Волконского и его супругу — не перечесть добрых дел, вершившихся в этом доме.
После смерти Сергея Аксакова Абрамцево не было забыто — напротив, новое творческое поколение облюбовало дом, в 1870 году купленный московским промышленником и меценатом Саввой Мамонтовым. В "мамонтовский кружок" вошли братья Васнецовы, Исаак Левитан, Василий Поленов, Илья Репин, Константин Коровин. Керамическая мастерская Михаила Врубеля положила начало гончарному заводу "Абрамцево". Увлечение народной резьбой по дереву, развитой в окрестных селах, дало Елене Поленовой мысль устроить школу для крестьянских детей — теперь это Абрамцевское художественно-промышленное училище. Василий Поленов, развивая народные традиции, создал проект церкви в неорусском стиле — она и теперь стоит в парке, соседствуя с "Избушкой на курьих ножках" и другими затейливыми строениями.
Приезжая в Абрамцево, воочию видишь историю русского искусства. Возле речки Вори, протекающей поблизости, плачет васнецовская Аленушка, на поляне перед усадьбой явился Михаилу Нестерову прообраз картины "Видение отроку Варфоломею", в столовой абрамцевского дома написана Валентином Серовым "Девочка с персиками" — первый в России портрет в стиле импрессионизма. Многие достижения русского театра и сценографии вышли из здешних любительских спектаклей.
По иронии судьбы, мужу и сестре героини картины "Девочка с персиками" — Юрию Самарину и Александре Мамонтовой — довелось после революции создавать музей. Судьба их сложилась трагически — за свое непролетарское происхождение они вскоре были изгнаны из родного дома. Но музей остался жить, сегодня он хранит память о прежних обитателях усадьбы и великолепную коллекцию картин, скульптуры, книг, старых фотографий. В наши дни она пополнилась собранием работ русских художников XX века.