ЛОНДОН, 8 августа, 1999. /корр. РИА Новости Владимир Симонов/. Оперой "Любовь к трем апельсинам" в минувшую субботу здесь завершились гастроли балетной и оперной трупп Большого театра. В июле и начале августа англичане увидели шесть балетных спектаклей — "Баядерка", "Раймонда", "Лебединое озеро", "Дон Кихот", "Спартак" и "Жизель" и две оперы — "Борис Годунов" Мусоргского и "Любовь к трем апельсинам" Прокофьева.
Отношение британской публики и критики к Большому театру в прошлом было неоднозначным. Гастроли советского балета в Великобритании в 1956 году были его первым появлением на Западе и прошли триумфально. Однако позднее статус Большого на Британских островах несколько пошатнулся. Гастроли 1993 года были хотя и успешными в финансовом отношении, но вызвали резко негативные оценки местной критики. Это объясняли тем, что театр привез не цельные спектакли, а концертную программу, которая была показана в неподходящем для этого концертном зале. Старт нынешних гастролей был омрачен требованием бывшего художественного руководителя театра Юрия Григоровича выплатить ему около 160 тысяч долларов за показ трех "копий" его балетов — "Раймонды", Баядерки" и "Спартака". Этот вопрос до сих пор не решен. Юристы британского импресарио Виктора Хоххаузера продолжают переговоры с юристами хореографа.
Несмотря на эти осложнения, нынешние гастроли Большого театра в Лондоне прошли, по мнению и десятков тысяч зрителей, и профессиональной британской критики, с бесспорным успехом. "Большой — все еще Большой и стоит любых денег, — восхищался в газете "Файненшиал таймс" видный искусствовед Клемент Крисп. — В танце труппы ощущается драматическая мощь". К концу гастролей британские рецензенты окончательно пришли к выводу, что балет Большого "уверенно восстанавливает свой былой блеск".
Что касается первых в истории Великобритании гастролей оперной труппы Большого, то взыскательная английская аудитория была потрясена голосами российских певцов, высокой гармонией хора и выразительностью декораций. "В целом труппа в высочайшей форме", — подвела итог критик лондонской "Таймс" Дебра Крейн. Схожую оценку лондонским гастролям Большого дала Суламифь Мессерер, всемирно известный балетмейстер, работающая два последних десятилетия на Западе. "На мой взгляд, театр сейчас на подъеме, — сказала она РИА Новости. — Приход новых руководителей Владимира Васильева и Алексея Фадеечева помог вывести труппу из застоя и приблизить ее вплотную к той вершине, которую она должна занимать на мировых подмостках".